Каждый человек может заболеть. Ни один из нас не застрахован от ситуации, в которой будет необходима помощь хирурга. Успех лечения при этом будет напрямую связан не только с квалификацией и умением доктора, но и со степенью доверия, которое возникнет между ним и пациентом. Взаимопонимание, кроме прочих факторов, зависит от того, насколько правильно больной представляет себе специфику работы доктора. К сожалению, бытует немало заблуждений относительно деятельности и человеческих качеств хирургов. Поговорим о самых распространенных из них.
Все хирурги – циники и грубияны Специалисты, работающие в области экстренной хирургии и травматологии, нередко воспринимаются пациентами и их родственниками как люди грубые, излишне суровые и лишенные сочувствия к другим. На деле это не так. Просто врачи данного профиля так часто сталкиваются со страданиями, что им приходится учиться заглушать собственные эмоции. Без этого они не смогут быстро концентрироваться и адекватно выполнять свои обязанности. Хирург помогает пациентам, оказавшимся в опасном для жизни состоянии – таковой может оказаться любая операция. При этом он не может тратить время и силы на проявление эмоций: гораздо важнее мгновенно оценить ситуацию и сделать все возможное для спасения больного. Кроме того, врач руководит работой младшего медицинского персонала, а также контактирует с родственниками пациента, которые обычно очень нервничают и не всегда ведут себя адекватно. В подобном положении врач должен действовать оперативно, четко и решительно, что со стороны может создать ощущение излишней строгости и даже черствости. Специализация заметно сказывается на характере хирурга и его стиле общения с пациентами. Так, хирурги, работающие в области онкологии, как правило, довольно долго предварительно контактируют с больными, которых им предстоит оперировать, стараются построить с ними доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и совместных надеждах на благоприятный исход лечения.
«Им лишь бы разрезать» Очень распространенное и совершенно неверное высказывание. Многие уверены в том, что сделать операцию проще, чем лечить. В действительности оперативное вмешательство – крайняя мера, на которую идут лишь в том случае, когда другие методы лечения оказываются неэффективными. Показания к операции придирчиво обсуждаются. Специалисты всесторонне обследуют пациента, оценивают состояние его здоровья и взвешивают все риски. Ни один хирург не возьмет больного «на стол», если опасность, которую несет вмешательство, больше, чем ожидаемый положительный результат.
Хирурги часто отвлекаются во время операций Во время операции врач прекрасно осознает, что держит в руках жизнь человека, и никогда не отвлечется, если есть риск совершить ошибку. В то же время существует ряд вмешательств, технология которых настолько отработана, что опытный хирург действует почти автоматически. Неудивительно, что во время таких «шаблонных» операций врачи и медсестры иногда разговаривают на темы, не имеющие прямого отношения к работе. В данной ситуации, кроме чисто медицинских соображений, доктор должен руководствоваться этическими принципами. Например, не стоит вести посторонние разговоры, если пациент находится в сознании – это может взволновать больного и снизить степень его доверия к врачу. Совершенно недопустимо и непрофессионально обсуждать особенности тела пациента или его человеческие качества. К счастью, такое случается редко и активно осуждается медицинским сообществом.
Рутинные операции делают неопытные новички Это невозможно. Обучение будущего хирурга не заканчивается в момент защиты диплома. Прежде чем новичку доверят самостоятельное вмешательство (даже из разряда «шаблонных»), он в течение нескольких лет должен проработать в больнице наблюдающим врачом, научиться профессионально выполнять базовые процедуры, принять участие в большом количестве операций в качестве ассистента. Только после этого молодой хирург может получить право оперировать, да и то первое время под наблюдением и при непосредственном участии более опытных коллег. Так что вероятность попасть «на стол» к вчерашнему студенту практически равна нулю.
Хирурги часто ошибаются По статистике, наибольшее количество врачебных ошибок приходится на диагностику. Это может произойти из-за нетипичного течения заболевания, отсутствия необходимой диагностической аппаратуры или некорректной интерпретации результатов обследования. На втором месте по частоте – ошибки при назначении лекарственных препаратов или оценке их побочного действия. Получается, что хирурги ошибаются гораздо реже, чем, например, терапевты. Зато их промахи гораздо более заметны и, как правило, вызывают более резкий общественный резонанс. На деле же вероятность стать жертвой неправильного медикаментозного лечения гораздо выше, чем риск попасть в руки хирурга, который забудет в пациенте скальпель. Если хирургическое вмешательство неизбежно, важно понять следующее: доктор может показаться суровым и недружелюбным, но стремление помочь вам – основная мотивация его поступков; хирургу не нужна лишняя операция, никто не станет вас оперировать без крайней необходимости; требуется выполнять указания врача. Он обладает опытом и умениями, которых у вас нет; если предстоит плановая операция и до нее еще есть время, следует постараться наладить с доктором доверительные, доброжелательные отношения. Возможно, в операции нуждается ваш друг или родственник. В такой ситуации важно воспринимать доктора как человека, способного и желающего оказать помощь. Сам пациент и вы, как его близкий человек, несомненно, имеете право на информацию о состоянии больного и о тех мерах, которые собирается предпринять хирург, но пытаться вмешиваться в его действия недопустимо. Это может негативно отразиться на результатах лечения и создать реальную опасность для жизни пациента.